При использовании спец. терминов, обычно люди за деревьями леса не видят, как говорится. Термины мешают видеть суть вещей, их взаимосвязи, видеть систему (а система состоит из элементов и связей между ними) в целом и в деталях. Первый рассказ о чем-то должен быть вообще без спец. терминов.
Допустим, учащиеся изучают гормональную систему. Если рассказать о ней с использованием спецтерминов, то в голове учащихся останется каша из непонятных или понятных только в общем, слов и терминов. Таких как белки, жиры углеводы, пептиды, щитовидная железа, гамма-липотропный гормон, тестостерон, окситоцин и т.д. Но чем лучше такой "специалист" чем обычная энциклопедия или словарь терминов? Ведь это тупое загаживание памяти человека. Лучше это все в компьютер загрузить - он этот текстовый шум без труда запомнит и сохранит.
Ведь в человеке нужно развивать ПОНИМАНИЕ, иначе он превратится в хранилище несвязанной между собой информации. Попробуйте убрать все спецтермины, заменив их понятными словами. Вот тут-то вам и понадобится глубинное понимание предмета и умение выделять общее из частного. Вы увидете что многие термины на самом деле означают практически одно и то же с небольшими изменениями - вот их то и нужно объединить в группу и обратить внимание на ОТЛИЧИЯ, а не заставлять учащихся анализировать определения терминов в безуспешной попытке самим создать стройную логичную структуру работы эндокринной (гормональной) системы.
Любое знание - это система. Как выше говорилось, любая система состоит из элементов и их связей. Попробуйте разобраться что общего есть между элементами системы и их связями - и разбить их на группы, в зависимости от их сходства и различий. Допустим у вас получилось две основные группы: в первой элементы системы, во второй их связи. В каждой группе есть подгруппы и т.д. Так как термины использовать запрещено, то для разбивки потребуется ГЛУБИННОЕ понимание предмета. Допустим вместо слова гормоны используйте слово "молекулы" - уровень понимания при этом увеличится на один. И при анализе, выяснится что молекула мужская "тестостерон" от молекулы женской "эстроген" отличается только лишь одной водородной связью.
Что я имел в виду под "уровнем понимания"? Давайте рассмотрим такой пример: человеку отрезало ногу. Вопрос: от чего он умер? Обыватель заявит что он умер от того что отрезало ногу - это первый, поверхностный уровень понимания. Врач скажет что он умер от потери крови - это второй, более глубокий уровень понимания. Знающий врач заявит что он умер от недостатка кислорода в мозгу (ведь кислород доставляется кровью, а кровь вылилась) - это третий, еще более глубокий уровень понимания. Наша задача - углубить понимание предмета учащимися.
Сами термины на первых порах заменять, придуманными вами, описательными терминами (т.е. вместо общепринятого названия, использовать придуманное вами описание этого). При частом повторении громоздких описаний, учащиеся сами захотят заменить громоздкие описания более короткими терминами, это должно произойти природно, само собой. Ведь так неудобно постоянно повторять громоздкие определения, легче заменить его термином. Но в голове уже не будет каши. Сам термин будет связан со сформировавшимся, к этому времени, ПОНИМАНИЕМ элементов и их связей.
воскресенье, 2 мая 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий